-----------------------------------------------------------------------------------
Константин Леонтьев. Произведения: http://knleontiev.narod.ru/articles.htm
-----------------------------------------------------------------------------------
Послание
грешного Оптинского послушника
Константина Леонтьева
Всечестнейшему Отцу Иосифу
Фудель!
“Благослови, Владыка! ”
1891, Янв.<аря> 31
Оптина Пустынь.-
+
19 Янв<аря>, 1891
Опт.<ина> П.<устынь>
Милое мое и неоцененное Благословение –
радуйся!- Мы, конечно, должны благодарить Бога за все; даже и за страдания и скорби наши; и, разумеется, – долголетняя привычка к аскетическим размышлениям – способствует утверждению в сердце нашем и аскетических чувств;- действительно можно привыкнуть (по опыту знаю) до известной степени и лишениям радоваться;- можно благодарить Бога и за испытания, особенно по окончании их; но куда как приятнее все-таки благодарить Бога за утешения и радости!.. А их и в старости человеку посылает Господь!-
Вот и мое сердце знает и выразить с трудом может – сколько приятного я получил от милости Его – за последние года!- Даже и страшно иногда, когда остановишься мыслью на глубокой и неискоренимой греховности своей.- “Откуда мне сие?!”
Конечно – и теперь скорби есть.- Болезни, хотя и давно привычные, а все-таки беспокоят; умирать все-таки не особенно что-то хочется;- а время близится.- Как там ни толкуй, а “все люди смертны, Кай человек; следовательно он смертен”.- А тут еще литература и “гражданские” эти убеждения, – Астафьев сказал не то, что бы я желал от него слышать;- другой не сказал того, чего бы я мог ждать от него.- И т.д., и т.д.- Но все эти небольшие тени – для мудреца (а я ведь на “мудрость” немножко претендую) – должны только способствовать лучшему рассмотрению тех сторон его жизни, на которые ярко изливается Свет – милости Христовой...
Моя независимость, моя обеспеченность, мой просторный дом, зимою теплый, летом веселый в зелени;- поддержка старца;- любовь моя к моей милой Варе и ее обо мне сердечные (хотя и не всегда толковые) заботы; свежесть ума моего в полуразрушенном этом теле; возможность делать кой-какое, хотя бы и мелкое, добро и многое другое... Это все свет моей старости... Я счастливее многих, очень многих стариков...
И вот в числе этих приятных поводов – благодарить Бога – один из самых приятных – и значительных – это ваша дружба и ваше со мной единомыслие (почти), – мой голубчик, Осип Ивыныч!..
Вот вам, душенька, какой сегодня “документ”! (Это моя Варя раз так сказала вместо “комплимент”!)- Да я, право, все больше и больше к вам привязываюсь и даже прошу вас не изменять мне хоть сердцем, если мне даже суждено дожить до той горькой минуты, когда вы мне мыслью измените...
Все почти близкие ко мне прежде юноши – отвыкли от меня и оставили меня: Денисов, Уманов, Замараев, Волякин, Озеров, братья Нелидовы и т.д. Остаются верными только: Кристи, Александров и вы.- Но Кристи теперь болен (быть может, и неисцелимо), – да и прежде был нестерпимо неровен и неаккуратен.- То три огромных письма подряд, прелестных по уму и чувствам;- то почти год – молчит...
Александров, как я более и более убеждаюсь, – менее вас вообще способен; к тому же пишет письма весьма краткие и мало интересные; хотя и согретые в высшей степени добрыми ко мне чувствами.- Сверх того – мне мешает как-то эта женщина, которая наросла на нем как огромная какая-то шишка и которую – я “любить” могу только в случае нужды самым сухим христианским состраданием; а физиологически по естественному чувству – едва-едва выношу ее как вредный нарост на любимом мною и в высшей степени благородном человеке.- Потом – он будет Профессором;- а вы иерей в рясе;- “хамства” все-таки меньше.- А ведь – я с этой стороны не только неисправим, – но даже и не желаю исправляться!- Любя его и уважая глубоко, я буду извинять ему “профессорство”;- а вам “Священнику” с этой стороны что извинять?
Так что я и объективно, и субъективно Вами доволен более, чем всеми другими моими молодыми приятелями.-
Объективно – потому: что – вы умны, очень тверды, верны, и достаточно смелы; потому – что вы религиозны;- потому – что на вас не “полу-пердунчик”, а ряса.- Пишете очень хорошо; ясно; прямо; решительно и с чувством;- потому, наконец, что вы сумели выбрать себе жену умную, которая не мешает вам делать дело, не корячится как другие чертовки нашего времени... Субъективно – потому – что вы меня, как человека, искренне любите и как писателя смело, независимо и талантливо, готовы поддерживать, когда есть малейшая возможность и повод.-
Просто сказать и коротко: – на вас – моя главная надежда! И пожалуй, что ни на кого больше!
Не дай мне Бог дожить до какого-нибудь между нами охлаждения или разрыва! “Враг силен”;- а так как даже и личная наша дружба зародилась и выросла прежде всего на почве религиозного единомыслия, то дьяволу – едва ли она может нравиться... Боюсь – его действий;- и, разумеется, за молодого человека больше, чем за себя.- NB! NB!
_________________________________________________________________________
Письмо это, вероятно, будет не письмо, а целая рукопись разнообразного содержания;- и будет писаться несколько дней.-
Сегодня воскресенье (20 января).- Приходил молодой монах читать мне на дом часы;- я помолился и был вообще в приятном настроении;- пришла Варя и села у окна в кабинете.- А я говорю ей: “Варюша, – мол, – благослови, кому мне прежде писать: Фуделю – письмо огромное и вообще приятное или Ник.<олаю> Ник.<олаевичу> Страхову (я на днях от него получил) довольно краткий, колкий и обличительный ответ?- Я в нерешительности<,> с чего начать и вместе с тем за статью для “Гражд.<анина>” не в силах приняться пока Фуделю любезностей, а Страхову (прости – Господи!) колкостей не напишу.- Разреши-ко ты?”-
А Варя говорит: “Ну его Страхова! Не стоит он того, чтобы ему скоро отвечать.- Пишите Фуделю.- И приятнее будет, и греха меньше!”
Вот я и начал.- Продолжение же отлагаю до завтра.-
_________ ________ ________
24 Января.-
20-го не мог продолжать: – собралось много мелкого дела и своего, и чужого.- Переписка с Банком (сроки платежа близки; а денег нет); переписка по поводу известной вам тяжбы в Москве;- разные рекомендации и ходатайства за разных страдающих людей<.>- И т.д.- Наконец освободился;- хотя с истинным огорчением вижу, что большого, задуманного плана исполнить теперь не могу.- Я хотел разом послать Вам большую посылку – в подарок – авву Дорофея или Петра Дамаскина;- или Исаака Сирина, которых у вас нет;- а на подержание разом: Киреевского 2 т., Хомякова 1 т. (самый Вам нужный) и Данилевск.<ого>.- (Самарин, для вопросов социальных, Вам не нужен;- в тех томах, которые у меня, – только статьи о религии и Церкви).-
На полях у Хомякова давно уже выставил №№-ра, с тем, чтобы на особых листах сделать соответственные замечания;- и так как это работа все-таки нешуточная, то я надеялся, что вы “засадите” вашу “Женичку” без церемонии переписать все это и 1 экз.<емпляр> вернете мне;- (ибо одно замечание может вам занадобиться, а другое мне; ведь два раза одно и то же делать – для себя и для вас, согласитесь, было бы ужасно!).- У Киреевского сделал только небольшие примечания карандаш.<ом> прямо на полях;- потому что из его книг вам могут пригодиться только 2 статьи.
Книгу Данилевск.<ого> не хотелось мне вам свою присылать;- она вдруг может мне занадобиться самому;- просил Страхова выслать даром 2 экз.<емпляра> (другой для одного здесь гостящего и обращенного юноши).- Этот противный человек извинился и отказал; и вообразите (не фатум ли опять?) – этот сравнительно не важный случай будет, вероятно, причиной нашего окончательного с ним разрыва. (Астафьев – раз; Страхов – два;- пожалуй – при некоторых условиях, которые я почти предвижу, и Соловьев... 91-й год...)- При отказе Страхова прислать книги были в письме его еще и вопросы – о том, что я думаю об его споре с В.Соловьевым и о том, кто из них двух правее, обвиняя друг друга в “фальшивости”.- Если бы Страхов не упомянул слова “фальшивость”, то, может быть, дело как-нибудь и обошлось; но тут – мое чуть не 30-летнее с ним (и с его противу меня прямо – подлостью) – долготерпение не выдержало.- И я после усердных молитв и 3-х дневной борьбы послал ему очень краткий ответ открытым письмом;- я говорю в нем, что нездоров и рассуждать теперь не могу о серьезных вопросах;* – а что касается до “фальшивости” или “искренности” того или другого русск.<ого> писателя, то я предпочитаю молчать; ибо откровенность завела бы меня далеко;- а я желаю “прочее время живота моего в мире и покаянии скончати”.- Поэтому нахожу в этом случае более приличным напомнить слова Царя-псалмопевца: “Уклоняющегося от меня лукаваго не познах” (т.е. я не стал с ним водиться, связываться)**. Начиная с * и до ** – все слово в слово. Так как он очень умен и к тому же “знает кошка, чье мясо съела” – то, разумеется, – он – поймет, что это я его считаю “лукавым”, “уклоняющимся” вот уже более 20 лет от долга поддержать меня литературно и что это я с ним не хочу более водиться.-
Прошу вас вообразить, какую борьбу духовного чувства с литературным самолюбием (по-“человечески” говоря, справедливо оскорбленным) – я перенес в эти несколько дней.- Я принял очень серьезно к сердцу и то, и другое.- Я написал ему три письма, одно за другим; и всякий раз с усердной молитвой, с просьбой, чтобы Господь наставил меня – как поступить?- Дать ли волю накопившемуся негодованию (у Соловьева сучек видит, а у себя бревна не видит!) – или “положить дверь ограждения на уста мои”?- Варсонофий Великий учит в подобных трудных случаях до 3-х раз искренно помолиться и потом – уже следовать туда, куда после 3-ей молитвы склоняется сердце наше.- Все три 1-е письма были слишком откровенны, грубы и отчасти длинны. Сверх того, я находил, что несколько унижаю себя тем, что указываю ему слишком прямо на то, как я нуждался в его отзывах;- а бесполезное унижение своего достоинства перед кем попало – вовсе не то духовное смирение, которое состоит в ежеминутном сознании своей греховности, иногда даже едва-едва уловимой.- Вот и кончилась эта борьба – тем, что я отправил ему упомянутое открытое, где только все “тонкие намеки на толстое обстоятельство” его против меня писательской несправедливости; а прямого ничего нет.- И теперь успокоился.- Все 3 первые письма я не разорвал; а хочу сохранить их вместе с его письмом в особом конверте.- (Есть и копия с посланного открытого).- В сущности я очень рад, что наши личные сношения прекратятся.- Эти сношения (личные) при всем том, что мы с ним на 2/3 единомышленники – были издавна натянуты и ложны.- Если он вздумает мне ответить в конверте, то я, конечно, не стану распечатывать, а верну в другом конверте.- Я уже это не раз в жизни делал с людьми, которых письма меня тревожили и таким путем заставлял их замолчать.-
Так как я не отчаиваюсь еще увидеться с вами, на “старой земле” и “под старым небом”, – то тогда и прочту или покажу вам всю эту пачку.-
Есть там, между прочим, и о Соловьеве и как раз – ответ мой на те самые обвинения его (Соловьева) во лжи и подтасовках, в которых и вы не без основания его обвиняете.- При всем моем личном пристрастии к Влад<имiру> Сергеичу и при всем даже почтительном изумлении, в которое повергают меня некоторые из его творений (“Теократия”, некотор.<ые> места из критики “отвл.<еченных> начал” и “Религиозн.<ых> Основ”, напр.<имер>), я сам ужасно недоволен им за последние 3 года.- То есть с тех пор, как он вдался в эту ожесточенную и часто действительно недобросовестную полемику против Славянофильства.- Недоволен самим направлением; недоволен злорадным и ядовитым тоном, несомненной наглостью подтасовок.- Не согласен даже с тем, что Соединению Церквей так сильно может помешать своеобразное, национальное развитие России, как он думает[1]. Если бы он не находил, что самобытность национального духа нашего и утверждение наших от Запада государственных и бытовых особенностей – помешает его главной цели – Соединению Церквей с подчинением Риму, то он – и не нападал бы на культурное Славянофильство[2] с такою яростью и с таким ослеплением.- Но я нахожу, что он в этом-то и ошибается; Россия, проживши век или ½ века (а, может быть, и меньше) – в некотором насыщении своим национализмом и чувствуя все-таки, что и этого как-то недостаточно – для достижения исторической апогеи ее, – легче после этого, чем до этого – может пожелать главенства Папы.- Вспоминаю при этом добродушного, но умного пустозвона нашего Шарапова.- Он мимоходом в “Русск.<ом> Д.<еле>” сказал: – “На что самому Папе будет – Россия слабая, вялая, – ничтожная” (наверное – эпитета не помню?).- Верно! На что и самому Папству – Россия <как> две капли воды похожая на ту самую либеральную Европу, которая вот уже 100 лет, как гонит Папство!-
(На сегодня довольно).-
26 Янв<аря>.- Подумавши, решил отправить Вам всю пачку с письмом Страхова и моими ему 4-мя ответами, из коих послал только последний.- Держите их у себя – до случая;- это избавит меня, между прочим, от необходимости повторяться.- В первых (неотправленных) моих ему ответах, было кое-что такое, что может служить отчасти ответом и на некоторые весьма важные мысли вашего последнего письма.- Обратите внимание, напр.<имер>, – на то место, где я говорю ему об Имп.<ератрице> Ирине.- Да! Много в Четьи-Минеях вы найдете Святых, несравненно более безукоризненных с “нынешней” точки зрения;- но – они не сделали того для Церкви (и для нас с вами лично), что сделала эта великая женщина.- Св.Олимпиада, ученица и друг Иоанна Златоуста – всю жизнь свою посвящала благотворениям и была безукоризненной личной жизни.- Но все-таки – она сделала для учения Церковного меньше, чем эта Ирина, быть может и честолюбивая, желавшая сама Царствовать, женщина!- (Я говорю, заметьте, все-таки “быть может”, ибо если мы про знакомых и близких говорим не без основания: “чужая душа потемки”; то как браться 1000 лет спустя решить, что именно чувствовала и какую борьбу переживала Византийская Царица, приступая к низложению и ослеплению сына – Иконоборца!)-
“Дары” разные, говорится;- ну и “заслуги” разные.- Олимпиада поучительный пример частной – Православной жизни.- Ирина – пример – Православной твердости – на государственном поприще и при тяжких условиях – догматической неурядицы.- Благодаря низвержению и ослеплению иконоборческого Царя – Константина, – стал возможен 7-й Вселенский Собор, на котором иконопочитание возведено в догмат.- Хороши бы мы были теперь с вами, мой друг, – без икон и без всей той – “внешности”, в которой до тонкости воплощены и догмат Восточной Церкви, и вся история правоверия от Адама – до наших дней!
Вот видите, как же быть-то?? Так ли это, что только простые умы и сердца могут осуществить такое великое дело, как Соединение Церквей?- Я, заметьте, спорю об основной только мысли вашей (и Страхова тоже), что высшие религиозные плоды даются только – тем людям, которые кажутся нам добродетельными, искренними или “простыми” (как вы выражаетесь;- прибавлю, что это слово “простой” имеет в нашем языке такое множество значений, что его употреблять надо весьма осторожно, если хочешь быть ясным;- простой – значит: 1) глупый; 2) щедрый; 3) откровенный; 4) доверчивый; 5) необразованный; 6) прямой; 7) наивный; 8) грубый; 9) не гордый; 10) хоть и умный, да не хитрый.- Изволь понять это словечко в точности! За это я его не люблю).
Я спорю здесь только против основной мысли – об исключительном призвании простых людей к решению великих религиозных вопросов;- а не о том, нужно ли Соедин.<ение> Церкв.<ей> и возможно ли оно.- Надо на этот раз этот, собственно, более частный, вопрос по возможности устранить[3].- Помнить только не мешает, что пока все наше Вост.<очное> Дух.<овенство> и все наши известные Богословы понимают и признают только один вид подобного Соединения: – полное отречение Католиков – от filioque, от единоличной непогрешимости Папы и т.д. Правдоподобно ли это? А если так, то мы с вами, “послушники” Вост.<очной> Иерархии, – имеем ли мы право даже и в сердце желать иного соединения?- Конечно, не имеем, говоря строго.- Но я не скрою от вас – моей “немощи”: – мне лично Папская непогрешимость ужасно нравится! “Старец старцов”!- Я, будучи в Риме, не задумался бы у Льва XIII-го туфлю поцеловать, не только что руку; ибо руку-то у Папы и порядочные Протестанты целуют;- а либеральная сволочь – конечно – нет.- Уж на что Т.<ертий> И<ванови>ч Филип<пов> строгий защитник “старого” Православия, но и тот говорит всегда: “Искренно-верующий Правос.<лавный> не может не сочувствовать Католикам во многом и не может не уважать их и вынужден даже нередко из усердия к своей вере завидовать им”, – сверх того, что Римский Катол.<ицизм> нравится и моим искренно-деспотическим вкусам, и моей наклонности к духовному послушанию; и по многим еще другим причинам привлекает мое сердце и ум;- сверх этого я еще думаю, что такой оригинальный (для Русских) взгляд как Влад.Соловьева и при тех ресурсах, которыми его одарила судьба, не может пройти бесследно.- Я уверен даже, что не пройдет.- “Богобоязненность” и послушание своему духовенству – вы знаете, у нас слабы; а жажда нового, и в особенности жажда ясного и осязательного у нас в обществе неутолима.- Разлюбивши простой, утилитарный прогресс, разочаровавшись в нем, грядущие поколения русских людей не накинутся ли толпами на учение Соловьева, не только благодаря его таланту (или вернее – гению), но и благодаря тому, что самая мысль – “идти под Папу” – ясна, практична, осуществима и в то же время очень идеальна и очень крупна.-
В его учении много сторон;- но, не распространяясь здесь, предложу вам поискать об этом в письмах моих Страхову, – там есть кратко об этом.- Не знаю, право, на счет земного благоденствия после Соединения Церквей под Папой, – как решить: – хитрит Соловьев или верует сам в эту химеру? Иезуитизм ли это (весьма умный и целесообразный в наше дурацкое время) или та “духовная прелесть”, о которой я упоминал (в письме)? “Чужая душа потемки!”- Из уважения к его уму – желал бы думать, что он весьма ловко и даже как бы вдохновенно – иезуитствует;- но не верит, ибо это глупо.- Из желания же верить его сердечной совестливости – (так как я его крепко люблю) – хотел бы предпочесть – искренное и глупое заблуждение.-
Но допустим, что это иезуитизм – в том смысле, что он говорит сам себе: “Нынешнему народу – скажи просто Церковь, Папа, спасение души – они отворотятся;- а скажи, что при посредстве Церкви и Папы – на земле воцарится на целое 1000-летие та любовь, та гармония и то благоденствие, о которых вы вот уже более 100 лет всё слышите от прогрессистов, а без Церкви и Папы – это невозможно, ибо только через них действует Бог, Которого признать необходимо и Которого очень многие теперь ищут и жаждут... Скажи так – (мечтательно и ложно) – они примут во имя этой лжи и этой мечты и то, что в моем учении возможно, правильно, реально, осуществимо” и т.д.
Допустим, что он так думает; разве с практической стороны он не прав?- Допустите еще, что лет через 10, 20 его учение (при слабой по-прежнему организации нашей “учительствующей” Церкви и т.п.) – приобретет множество молодых, искренних и энергических прозелитов, подобно нигилизму (тоже ясному) 60-х и 70-х годов.- Из общества идеи просачиваются понемногу и в духовные училища, и ко Двору (NB!).- Мы видим, что в настоящее время – Хомяковские оттенки (по-моему, неправильные и в некоторых отношениях – полу-протест<антские>) просочились уже в духовные Академии.- А ведь Соловьевская мысль несравненно яснее и осязательнее – Хомяковской[4]... (“Любовь”, “любовь” у Хомякова;- “Истина, Истина”;- и только;- я у него в Богословии, признаюсь, ничего не понимаю и старое Филаретовское и т.д. ... более жесткое – мне гораздо доступнее, как более естественное).- Вообразите, что в духовных Академиях не удовлетворяются более “сладким” туманом Хомякова и спрашивают себя: – “Ну, а дальше что?” Вообразите – при этом всё большее и большее сближение – с Католич<ескими> Славянами; вообразите, что осуществился тот Панславизм, которого я так боюсь (не с Католич<еской>, конечно, а с либеральной стороны)-;- а как удержаться от этого Панславизма надолго – в случае всеобщей войны и прямой невозможности сохранить более единство Австрии?- Вообразите – в то же время – и на Западе возврат к религии, после ужасов социалистической анархии;- (не забудьте при этом и наш Импер<аторский> Двор.- Это дело первейшей важности! Уже Алекс<андра> Иосифовна, как я слышал, – раз входила в совещание с Вл. Солов<ьевым> об унии;- но он эту внешнюю унию отвергает и говорит, что теперь нужно общую почву только приготовлять.- А вот наш здешний предводитель Оболенский от сочинений Влад<имiра> Серг<еевича> без ума.- А младший его брат Николай Дмитриевич избран Государем в спутники и товарищи путешествующему ныне Наследнику Российск<ого> Престола.- Вообразите – только как пример: передачу – впечатлений – и мыслей – от брата к брату; и от брата – спутнику Молодому... И т.д., и т.д. ... И т.д.)
И если, таким образом, через 20-25 лет те семена, которые Соловьев сеет теперь с такой борьбой, с такой – допустим – хитростью и даже – несимпатичной злобой, – начнут приносить обильную жатву (реальными и здоровыми сторонами учения), – то разве не простят ему – все – его извороты, или его мечтательные бредни?-
“Гармонии” (à la Достоевский): – “всеобщей любви”, конечно, не будет; (для этого, как справедливо сказал в Р.<усском> Об.<озрении> Ионин и как я давно думал, – надо нам “химически”[5] переродиться); “молочные реки” и тогда не потекут в “кисельных берегах” – это все чушь, противная и здравому смыслу, и Евангелию, и естеств.<енным> наукам даже.- И если совокупность – всех выше перечислен<ных> условий – приведет (например, всё это) к Соединению Церквей под Папой, – то скорее может случиться, что русские, в одно и то же время – столь расположенные к мистическому подчинению, и столь неудержимые в страсти разрушать, столь бешеные, когда они одушевлены, – скорее, говорю я, может случиться, что эти русские-Паписты не только не будут кротки, как советует им зря Вл.<адимiр> Серг.<еевич>, а положут лоском всю либеральную Европу к подножию Папского престола; дойдут до ступеней его через потоки европейской крови (тогда уже и Немецк<ой>, и Франц<узской>, и Итальян<ской> и т.д. всё вместе).-
И тогда, разве не простится ему и ложь его?? Простится, мой друг! Да еще скажут “Великий человек! Святой мудрец! Он сулил журавля в небе;- но он знал, что даст этим нам возможную синицу в руки!” И если кто (предполагаем<,> в случае успеха) скажет тогда: “Он не хитрил, – он сам заблуждался и мечтал о невозможном”... на это ответят: “Тем лучше! Это трогательно”; от деятельности всех истинно великих умов и характеров остается нечто прочное; а то<,> что имело более косвенное и преходящее назначение, – скоро пропадает.- Победы Наполеона I-го имели косвенное и преходящее значение, ибо цель его: господство Франции над всей Западной Европой не была достигнута; но, знаете, благодаря чему, – вот уже скоро 100 лет как будничная жизнь Франции (полиция, суд, отношение к собственности, торговля, промышленность, весь административ<ный> строй) считается образцовой с точки зрения порядка?- Благодаря тому, что во время Консульства и Империи (т.е. в течение каких-нибудь 15 лет) Наполеон между двумя войнами находил время устраивать эту ежедневную жизнь на новых, данных революцией началах всеобщего гражданского равенства.- Этого равенства в то время нигде кроме Франции не было;- и на этом “песке” равенства (как Наполеон сам говаривал) – приходилось все утверждать.- Он это сделал; и какова бы ни была дальнейшая будущность Запада и челов<ечества> вообще, – приходится признать, что с его времени ни одна другая держава не может у себя производить эгалитарных реформ без сознательных заимствований и невольных подражаний демократическим порядкам Франции.- И у нас тоже все “благодетельн<ые>” реформы, за незначительными оттенками – суть реформы Наполеоновской Франции.- (Значительно у нас только то, что крестьянские земли сделаны не то, что совсем неотчуждаемыми, а трудно отчуждаемыми;- и теперь – государственная мысль колеблется между риском постепенного обезземелив<ания> мужиков и смелой решимостью объявить их земли раз навсегда государственными и неотъемлемыми; это действительно своеобразно;- остальное же в реформах наших почти все чужое и более или менее французское.- (Увы!)
Так и от Соловьева нечто большое должно остаться.- Останется же – столь поразительная и простая идея развития Церкви, против которой тщетно спорят и вероятно будут еще до поры-до-времени спорить – наши Правосл.<авные> Богословы;- воображая почему-то заодно с самим Соловьевым, что идея эта непременно ведет в Рим.- Тогда как напротив того, она скорее может подавать нам надежды на дальнейшее самобытное развитие Восточ.<ной> Церкви. (Кристи очень хорошо об этом писал, хотя и мимоходом;- мысли эти мои, но он, спаси его Господи, кстати и очень ловко ими воспользовался в “Гражд<анине>” (84-85-86???) Я был рад, потому что вы знаете, какое у меня дурацкое обилие мыслей; сам же я физически не в силах уже их распространять; кстати же сказать – и вы воруйте на здоровье что понравится и с чем сердце ваше согласится.- Это мне будет лестно и только.- Иначе ведь и нельзя развивать учение.)-
Останется ли от Соловьева только это, идея развития Ц<еркви>, или нечто еще более общее, – только истинно великий толчек, данный им русской мысли в глубоко мистическую сторону.- Ибо он, будучи несомненно самым блестящим – глубоким и ясным философом-писателем в современной Европе, посвятил свой дар религии; а не чему-нибудь другому. Небывалый у нас пример!.. Да и нигде в XIX веке.- Или произойдет действительно соединение Церквей, под Папой ли, или напротив того, благодаря Соборно-Патриаршей Централизации на Босфоре;- (причем, “кисельные берега” отвалятся сами собой и будет по-прежнему на земле стоять стон от скорбей, обид и лишений);- как бы то ни было – след будет великий... Это кончено!- А о том, прав ли он чисто догматически – что сказать? Теперь, конечно, не прав;- потому что всё Восточн<ое> духовенство с ним несогласно.- Но вот в чем вопрос – всегда ли он будет неправ? Всегда ли наше духовенство будет несогласно? Ведь это правда, что Католики не названы еще еретиками ни на каком Восточном Соборе.- А раз этого не было, – взгляд можно изменить со временем, не впадая в прямое противоречие ни с одним из 7 Вселен<ских> Соборов.- Есть – большая разница между взглядами Вост.<очных> иерархов на Римс<кий> Католиц<изм>.- Гречес<кие> Патриархи считают его прямо Ересью (хотя и Собора не было).- А у нас многие подобно Филарету – не решаются считать их таковыми, ибо только у одних Католиков изо всех отклонившихся от Греческ<ого> Православия – не нарушены ни благодать Апостольск<ого> преемства в иерархии, ни предания св. Отец, ни учение о 7 таинствах. Вот и разберитесь, мой друг, во всем этом.- Другое дело – теперь;- и другое дело – будущее.-
Довольно бы о Соловьеве; я и так отвлекся.- Но в заключение скажу: печатные политические воззрения его просто поражают меня, не знаю только чем: ребячеством своим или наглым притворством. “Никого не обижай; у Поляков проси прощения; Евреям дай равноправность;- Данил<евский> проповедывал ненависть к Европе... Он безнравственный писатель” – и т.д. Боюсь, что – притворство! Ибо не далее, как в последнее свидание со мной в Москве он говорил мне: “Если для соединения Церквей необходимо, чтобы Россия завоевала постепенно всю Европу и Азию – я ничего против этого не имею”.- Отчего же не печатать этого? А все противоположное?-
Вернее, что вы оба со Страховым правы – обвиняя его во лжи и иезуитизме;- только, по-моему, иезуитизм с определенной мiровой целью гораздо понятнее и простительнее – той личной и ненужной фальшивости, которой дышет сам Страхов.- Он тоже печатно и за всеобщий мир ведь стоит как будто; а посмотрите как будет рад нашим победам, при случае... Тут какая же цель – лгать?- Ведь он не дипломат; не обязан присягой и пристойностью – скрывать свои политические чувства.- А уж его со мной поведение (литературн<ое>) это верх предательства и свинства!.. Дело не в том, чтобы хвалить, – а в том, чтобы человек, печатающий такие вещи, к.<оторые> всеми признаются за самобытные, – понял бы, наконец, с помощью честной критики, в чем он правее, в чем он слабее и т.д... А ведь я до сих пор этого не понимаю; в частных письмах и на словах восторги с разных сторон;- в печати – или молчание, или краткие заметки: “великие заслуги”; “остроумный К.Н. Л<еонтье>в”;- “оригинальный талант”; “великий, но взбалмошный ум”, – “мистик на хищной подкладке”; “фанатик-фанариот”;- “вздорные парадоксы”;- “блестящие картины” – “глубокие мысли” (Аст.<афьев>); несерьезный писатель (он же!) и т.п. Ну – может ли все это служить школой для публициста? А я, который от серьезной школы и в 60 лет не прочь – вот уже с 73 года жарюсь в своем собственном соку!- И Страхов-то мне на 2/3 единомышленник.- Бог с ним.- Довольно.- Письмо – это обратилось – в дневник; и вдобавок, в дневник, только меня утешающий;- а для вас мало полезный;- ибо замечаний-то к Хомякову, Данилев<скому> и Киреевск<ому> я все-таки – не сделаю.- Боюсь – труда!-
28 Янв<аря>
Хочется, впрочем, возразить вам еще кой-что насчет простоты ума и сердца, о которой вы пишете, как о необходимом условии для всякого великого религиозного дела.- Ох-ох! Заблуждаетесь вы, мой голубчик!-
Примеры из истории.- Солов.<ьев> считает Патр.<иарха> Фотия преступником за то, что он не послушался Папы и отложился.- А Греко-Российс.<кая> Церковь – зовет его “Блаженный Фотий” и восхваляет за то же самое.- (И даже столь “моральный” Хомяков, считая его человеком лично (NB) нечистым, честолюбцем и называя его “похитителем” Патриар<шего> Престола, за стойкость в борьбе с Папизмом – отдает ему справедливость.)- Значит, по мнению Св.<ятой> Собор<ной> Апост<оль-ской> Церкви, этот честолюбец ей (Св.<ятой> Соб.<орной> Ап.<остоль-ской> Церкви) сделал великую пользу! Это раз.-
А потом.- Святой Кирилл Патр.<иарх> Александр.<ийский> – на Ефесск<ом> Соборе спас Православие в союзе с Святою же Имп.<ератрицей> Пульхерией. (Она в то время не была еще Имп.<ератрицей>; Имп.<ератором> был ее брат Феодосий младший;- она сперва была вроде регентши;- а когда брат вырос, то сохраняла большое влияние; и так как он рано умер бездетным, то Императрицей избрали ее и уговорили ее выйти замуж за благочестивого полководца Маркиана, с которым она по взаимному согласию и прожила как сестра с братом).
В то время ересь, вводимая Констант.<инопольским> Патриархом Несторием[6], до того поколебала умы, что огромное большинство духовенства и сам Импер<атор> Феодосий младший были на его стороне.- Вот, если бы вы, мой друг, могли прочесть (по-франц.<узски>, перевода нет) Историю Амедея Тьерри об Ефесском Соборе – вы бы не стали больше никогда говорить об исключительной ценности “простых” умов и “простых” сердец!- Любя всей душой Православие и веруя в него как в Святыню, вы бы, читая этого светского, и даже легкого, но понимающего дело историка, пришли бы в ужас за церковь, когда увидали бы, в какие крайности могли бы завести одинаково и умаление Божественности, и умаление человечности в Христе.- Уменьшая Божественность Христа – можно было шаг за шагом уничтожить в Хр<истианст>ве “духовный страх” и почтение;- умаляя же человечность Его (по Евтихию) – и сохраняя за Ним только Божественность – можно было подсечь в корне ту любовь к человеку-Христу, которую мы чувствуем теперь, веруя, что Он, как мы, алкал и жаждал, уставал, спал, огорчался; даже смерти боялся в последние часы (“моление о чаше” и т.п.).-
Вы бы поняли, читая Ам. Тьерри, – как нужен тут был человек прежде всего энергический и даже на средства неразборчивый... И этот человек нашелся в лице крутого и неразборчивого (по свидетельству светской истории) – Кирилла Александрийского.- Ам. Тьерри говорит, что он набрал с собою на корабли сверх лихих матросов, еще еще толпу полудиких Египетских монахов и много баньщиков; и, воспользовавшись попутным ветром, прибыл в Ефес на день (или на два, не помню) раньше Иоанна Патр.<иарха> Антиохийского, который был вождь Евтихианцев, самый сильный, ибо его епархия в то время была очень обширна и многолюдна и сверх того имел за себя сочувствие Императора со множеством – всегдашних человекоугодников.- Св. Кирилл, прибывши в Ефес и не дожидаясь Иоанна (что было, конечно, весьма не простосердечно), быстро собрал все бывшее налицо духовенство хорошего направления и занял председательское место на Соборе.- Партизанов ереси было тоже в городе уже много; но, вероятно, не без согласия (Святого) Кирилла – матросы, баньщики, полу-нагие египетские монахи – начали бегать по городу и кричать: “смерть Несторианам!” Духовные лица, бывшие на стороне новой ереси, – испугались и не выходили из жилищ своих.- И еще: для правильного открытия Собора нужен был особый указ Императора;- чиновник был уже прислан с полномочиями, но этого особого указа ad hoc – он еще не получал. Кирилл, воспользовавшись видимо некоторою неопытностью этого тогдашнего “комиссара” и “действит.<ельного> статск.<ого> Советника” – сказал ему, что достаточно и полномочий (или, мож<ет> б<ыть>, просто декрета об его назначении в Ефес для Собора) – и самовольно открыл Собор.-
Обсудили дело скоро и прокляли как раз ересь Нестория и его самого и всех его сообщников.- Через пять только дней Иоанн (Патр<иарх> Антох<ийский>) въехал сухим путем в город с огромной свитой духовенства.- Но везде уже по городу висели (или были наклеены – не знаю) воззвания Кирилла с собором, проклинавшие – противников. И вот, несмотря на сопротивление Иоанна со множеством влиятельных и властных пособников, несмотря на сочувствие Императора, несмотря ни на что – Правоверие восторжествовало, на этот раз вовсе не наивными, не “любвеобильными”, не “кроткими” и не “прямыми” – средствами, как видите.- Ловкому и отважному Кириллу – сочувствовала тайно, не забудьте, во всем этом деле, безукоризненная, честная девственница Пульхерия[7].
И вот – когда мы с вами молимся на чудотворную икону Иверской Божией Матери – и с любовью глядим на младенца Бого-человека, на руках Ея; то этой возможностью, этим утешением, этой простою и возвышенною радостью – мы обязаны в высшей степени двум людям вовсе не простым – ни умом, ни сердцем – Св. Ирине (иконозащитнице) и Св. Кириллу (восстановителю двух естеств во Христе).- Нет, голубчик, не пытайтесь “морализировать” историю Церкви, – больше чем сама Церковь того требует!- “Сила Божия и в немощах наших познается”.- Церковное дело требует своего “домостроительства” (т.е. политики); а домостроительству этому не довлеют в отдельности своей ни одни чисто-идеальные, ни одни грубо-практические средства.- А смотря по обстоятельствам (точнее, смотря – по указанию и избранию Божию)[8].- Жаль, что вы незнакомы с той частию теократии Соловьева (изд.<анной> за границей), где он объясняет, как характеры Авраама, Исаака и Иакова, – так и отношение Божьей воли к этим характерам их[9]. Я ничего подобного не читал в этом роде! И до чего Хомяковский туман против этого – слаб – я выразить не могу.- Конечно, мораль Новаго Завета и мораль Ветхаго – огромная разница;- но Бог – всё Бог; и человек, сколько ни смягчайся нравами, всё-таки человек!- И если в Ветх<ом> Завете – Господь пользовался – так сказать – разнообразными человеческими рессурсами для божественных целей своих, то, из того, что мораль Новаго Зав.<ета> неизмеримо строже (к себе) и мягче (к другим), чем было в Ветхом, не следует еще, чтобы только одни “чистыя сердца” и “добрые люди” имели право и назначение служить – дальнейшему делу Церкви.-
Факты Церковной истории противоречат такому воззрению.- Еще при меры – наш Владимiр был, положим, простой и добрый человек;- но Константин Царь – (которого дело, как инициатора в 100 раз важнее, чем дело Владимiра – только последователя) разве не был прежде всего великий политик, который вовремя понял, что сила политическая – в Империи начинает переходить на сторону Христиан?- И какая же в этом беда?- Это соображение ничуть не исключает – и сердечного влечения.- Философия Греч.<еская> уже подготовила образованн.<ый> класс и к Единобожию, и к метафизической троичности основ.- Религии и Греч.<еская>, и Римск.<ая> приучили, с другой стороны, людей к антропоморфизму, т.е. не к чудовищному воплощению богов[10], как в других политеистич.<еских> исповеданиях, а к человекообразной их красоте и вообще к человекообразию. Христианство растёт и растёт... Оно говорит: Бог один;- но троичен в лицах и явился тогда-то и там-то – в виде обыкновенного человека такого-то.- И т.д. Конст.<антин> все это знает, все это понимает и чувствует;- его это привлекает;- ни личное честолюбие или желание утвердить свою власть на сочувствии христиан; ни сознание государственного долга, требующего соображ.<аться?> с обстоят.<ельствами> – не только не могли мешать этому естеств<енному> влечению;- но, напротив того, усиливали его.- И вот он издал указ о прекращении гонений; и потом созвал I-й Никейский Собор, с которого собственно началось существование той самой Церкви, которой мы с вами повинуемся, поклоняемся и служим.- А этот Равно-Апостольный Царь – пролил довольно много крови в междоусобных бранях и казнил еще вдобавок жену свою и сына!..
Значит – оказалось, что и вопреки немощам его – Сила Божия могла самым поразительным образом – обнаружиться – через него, – благодаря его дарованиям, его энергии, его уму и его (не без Бога же) высокому положению. Поймите также, умоляю вас, раз на всегда, что – ни жестокосердие, ни лукавство личной натуры – ничуть не исключают искренности убеждений и верований. Другое дело мiровоззрение, и другое дело – характер. Согласитесь – с этим и не сбивайте сами себя вперед – смешением этих двух сторон того человека, которого вы судите.
Вы сами человек прямой, честный, искренний и меня – грешного считаете тоже таковым.- Пусть будет по-вашему (я сам думаю, что я до известной степени таков, за исключением честности в деньгах, ибо как должник и заемщик я много и сознательно даже в жизни нагрешил[11]).- Хорошо; мы с вами оба довольно искренни и прямы (а вы, повидимому, вдобавок и честны всячески);- останемся таковыми; но не будем пристрастны к тому психическому типу, к которому мы более или менее принадлежим – и которому естественно сочувствуем.- Будем – пообъективнее в нашем и воздадим suum cuique... И для высших целей – нужны не только Св. Павел Препростой (сподвижник Антония Вел.<икого>), не только кроткая и невинная Св. Олимпиада, не только простой сердцем и неученый Св. Спиридон, Еп.<ископ> Тримифунтский, не только мудрая, но честная и безукоризненная Св. Пульхерия-Царица;- но нужны – и хитрый политик и во многом жестокий Св. Константин;- и Св. Кирилл, столь страстный и столь изворотливый; и Св. Ирина, не пожалевшая сына для Церкви.- Пороки при них и пусть их судит, как Ему угодно, Господь;- а исполинские их заслуги при нас остались и в нас живут, ибо благодаря им – мы то, что мы есмы теперь – Православные люди, верующие в Троицу, в Бого-человечность Христа и в святость икон.-
А Филарет – Светильник Московский, разве был прост умом (!?) и сердцем?- Едва ли!-
И почему вы говорите, наконец, что От. Амвросий человек простой умом и сердцем?- Вы упоминаете также по тому же поводу имя От. Иоанна Кронштадтского.- Его я лично не знаю; в молитвенность великую и чудодействие его верю; и даже в 87 году из М<осквы> писал ему больной, прося молиться за раба Бож<ия> К<онстантина> и получил очень скоро исцеление.- Это особый дар; а вот проповеди его из рук вон слабы и рутинны;- особенно если вспомнить о великолепных проповедях Амвросия (Харьк.<овского>) и Никанора покойного (тоже не из “невинных” был, кажется, покойник!).- Судя по проповедям От. Иоанна – ума в нем, действит.<ельно>, особого не видно.- Но, что касается до ума От. Амвросия, то уж это мы знаем.- Это удивительно-тонкий ум, и именно в практическом направлении, а не в собственно-мыслительном.- Мудрость, скажу просто даже ловкость – батюшки Отца Амвросия изумительны и в способе духовного руководства; и в хозяйственных делах (напр.<имер>, создание Шамордина в 4 ½ года);- и, наконец, и в политике даже, которую он по своему положению и значению вынужден вести между Архиереями (которые всё меняются), между требованиями разнообразной паствы своей, претензиями монахов – и простодушной, но жесткой тупостью От. Архимандрита нашего и т.д. Это удивительно! Какая тут простота ума! В высшей степени сложная его (ума т.е.) изворотливость и быстрая находчивость!- Твердость характера, справедливость, прямота веры и добрых целей – да!- Чистота намерений – да! – простота же – средств – и приемов – нет.- Не могу признать этого!- Здесь были и есть – духовники – которые проще его сердцем; напр.<имер,> От. Анатолий, Скитоначальник.- Это, как зовет его один из его почитателей – огромное дитя (сердцем, характером).- Увлекающийся, жалостливый, бесконечно добрый, доверчивый до наивности; без всякой природной хитрости и ловкости;- при этом не только не глупый и даже не простой умом; но очень мыслящий, любит пофилософствовать и побогословствовать серьезно.- Понимает прекрасно (по-моему – лучше Отца Амвросия[12]) теоретические вопросы вообще.- Однако... однако... все мы руководство практическое Отца Амвросия несравненно предпочитаем.- А был еще здесь, ныне умерший, От. Пимен; духовник же, необычайный подвижник, простак, добряк, смиренный.- Сам От. Амвросий очень любил и ценил его и всегда у него сам исповедывался;- однако – его детская простота, соединенная с резкой грубостью, подчиняла больше всего деревенских баб;- а мы все уважали и любили его, а советоваться не к нему шли, а к мудрому и вовсе уж не столь простому – Амвросию.-
У монахов даже есть особого рода – отзыв про таких-то людей: “Свят, да не искусен!”- То есть: “Для своего спасения хорош;- а другим-то мало полезен! “-
Да если я не остановлюсь, то я еще несколько страниц только примерами живыми испишу.-
Все это, повторяю, я написал не собственно с целью защитить Влад. Соловьева (которым, вы знаете, я сам теперь очень недоволен);- а с целью горячо возразить вам на вашу неосторожную, по-моему, теорию простоты и искренности.- Искренность – есть большая и у врагов Церкви, у нигилистов, – и т.д. Искренность искренности рознь;- за другую искренность – казнить смертью нужно.- И изворотливость – изворотливости рознь;- за другую изворотливость прославлять следует.- А вы пишете, – что для вас искренность – важнее направления! Голубчик! Что с вами?.. Это проклятое это студенчество ваше в вас “отрыгнуло”, с позволения сказать, на минутку!- Симпатично в личном отношении? И то не всегда! За другую искренность по морде ударишь.- Искренность + хорошее направление.- Так скажите.- Это совсем другое дело.- Вот мне вчера случайно попалась в Русск.<ом> Деле 88 года горячая, искренняя статья студента-юриста (гм!) против военной дисциплины в Университете; и вообще против палки.- Я ей и обрадовался (по личной любви и даже спрятал ее) и головой покачал.- Да – разве – в России – можно без принуждения и строгого даже, что
29 Янв.<аря> бы то ни было сделать и утвердить?- У нас что крепко стоит?- Армия, монастыри, чиновничество и – пожалуй – крестьянский мiр.- Все принудительное.- Да и сам этот студент-юрист, недавно еще поклонник и приверженец неопределенного морального идеализма, теперь запрёгся по своей охоте в оглобли и хомут – строжайшей и очень определенной спиритуалистической и обрядовой дисциплины... И теперь – в случае нужды (по примеру самих Св. Отцов), – конечно, готов будешь допустить даже и “палку”, не какую-нибудь аллегорическую, но настоящую деревянную палку. (Тоже – некрасивое средство – для прекрасных нередко целей.) Для юноши живого и даровитого – 88-й год и 91-й – это 10 лет!- На что же эта студенческая “отрыжка” à la Достоевский, à la Лев Толстой и т.п. “Простота ума и сердца”! “Искренность” дороже направления... и т.д.
И.С. Аксаков был гораздо прямее, искреннее и благороднее Каткова.- А кто из них больше сделал не только для Государства, но даже и для веры нашей?- “Русь” Акс.<акова> очень часто (по признанию людей достойных доверия) лежала неразрезанной даже у единомышленников и друзей его;- а “Моск.<овские> Вед.<омости>” читались с жадностью всеми добрыми и толковыми гражданами России, начиная с Зимнего Дворца и кончая Оптинскими кельями, в которых имя его прославлялось до небес.- Архимандрит наш, который ничего современного не знает и не читает, и тот, бывало, восклицал: “У нас только Катков и есть; спаси его, Господи!” А когда Тертий Ив.<анович> Фил.<иппов> сделал известный промах, т.е. на другой день смерти Каткова напечатал в “Гражд.<анине>” неблагоприятный о нем отзыв, то я сам слышал, как один здешний добродушный, почтенный и простой иеромонах называл за это Филиппова “Чéртий Иваныч”.- Говорю всё это, вопреки моему личному нерасположению к пок.<ойному> Каткову и вопреки моей личной же преданности Филиппову (которого, вдобавок, я считаю в некоторых важных пунктах Церковных Дел правым, а Каткова – неправым).- Катков лично производил на меня впечатление самого непрямого, самого фальшивого и неприятного человека; но, как я уже говорил, – фальшивость характера – ничуть не исключает глубокой искренности – общих убеждений.- Я не сомневаюсь ни на минуту, что Катков положил бы героем – на плаху голову свою за Россию; если бы оказалось это нужным.- А прежние Моск.<овские> бояре на что уж были хитрецы, интриганы и даже часто мошенники, а разве они не были искренни и в вере и в патриотизме своем??..
Варя, увидавши, что я все Вам пишу, а не статью для “Гражд.<анина>”, – бранит меня: – “Как вы мне, право, надоели – в доме денег нет; в Банк надо платить, а вы вместо статьи все Осип Иванычу пишете!..” Увы! С “утилитарной” точки зрения она совершенно права.- Я эту зиму – ничего еще за литературу не получал, а 4ОО рубл.<ей> сер.<ебром> у Берга и Цертелева набрал вперед.- Но что ж делать – если мне частная беседа с вами несравненно приятнее, чем беседа с “публикой” нашей.- И не только с вами, но и с другими людьми, которые по почте обращаются ко мне с вопросами и за советами.- Недавно я три утра слишком пожертвовал на длинный ответ одному из молодых сотрудников “Гражд.<анина>” г-ну Колышко);- он умолял сказать ему правду об его романах и повестях (его псевдоним – Райский), и я, по совести – исполнил его желание.- Разобрал – очень строго и беспощадно, рискуя создать себе врага.- Но он оценил это как нельзя благороднее и теперь (судя по ответу его) и служить мне в Пет.<ербурге> всячески готов, и ужасный стиль свой собирается исправить по-моему, и даже в Оптину собирается.- Это немедленные плоды, – это, – конечно, вознаграждение нравственное за прямоту, за понимание и за труд.- А вам писать – и в 1О раз более.- А чем вознаграждает меня печать?- Тем, что восхищающиеся на словах и в письмах молчат перед публикой;- а другие понимают меня так превратно, так обидно, и так даже ужасно (для кончающего свое поприще человека, – конечно, это ужасно!) – как понял меня Астафьев, или редакция “Благовеста”, указывающая на мою “вражду” к Славянофильству.- (!!!)[13]
Утешительно!- Ведь – дело тут не в одном же “самолюбии” (хотя я и от него отказываюсь – я не дух!);- дело в добросовестном желании, при конце – поприща, самому понять: – что я сделал? На какой полке, так сказать, я стою?- В чем я сделал действительно – свой шаг и в чем – нет? И т.д.
Я ни к какой партии, ни к какому учению прямо сам не принадлежу;- у меня свое учение; но я положил ему только основание; и другие должны проверять и разрабатывать его.- А где они эти другие?- Раз, два, и только!..- Так пусть – так и скажут и докажут, что я ничего ни нового, ни правдивого, ни остроумного, ни полезного – не сказал... я буду знать и покорюсь моей участи... Нет – и этого никто не говорит; да едва ли и может сказать... Помешают этому: определение характера всех нерусских Славян; теория “смешения” и, наконец, – настаивание на “страхе Божием”, настаивание, про которое Влад. Соловьев сказал мне в Москве: – “Я хочу напечатать в “Руси” Аксакова, что – “нужно большое бесстрашие, чтобы в наше время говорить о страхе религиозном, а не об одной любви”.- Сказал и не напечатал этого;- а напечатал совершенно неосновательные мне возражения в защиту Достоевского и не только его, но и Льва Толстого; а через ½ года или год отступился от последнего и эту часть возражений в отдельном издании выбросил;- понявши довольно давно, что я прав.-
А ведь человек, кажется, смелый и лично меня любит – несомненно...
Поневоле, предпочтешь, – частную переписку, и в печать – разве Банк да Варины уговоры – загонят... Она все-таки права! Писать для “Гражд.<анина>” не избегнешь.- Послезавтра начну.- И когда будет напечатано – пришлю Вам.- Так – мелочь кой-какая... Большого и боюсь начинать.-
Надо, – наконец,
расстаться мне с вами и с этим неслыханным письмом.- Отвечу еще вам на
ваш давний вопрос о том: что мои письма к Соловьеву по поводу
нападок Астафьева?-
Вот что: в конце Декабря я справился – только с 1-й ½-ной 1). Вступление; 2).
Как я понимаю слово революция; 3). Можно ли назвать меня противником
национального идеала?- 4). Можно ли назвать XIX-й в.<ек> веком торжества
национального начала? Я и увлекся общими вопросами, и во множестве случаев
от-влекся, ибо нельзя же было мне и самому
судье
не объявить, что я в том-то и том-то не согласен с ним; иначе сказали бы, что я
в угоду ему от того-то и от того-то отрекаюсь).- Кончил; послал по
желанию самого Соловьева в Редакц<ию> “Русск.<ого> Обозр.<ения>”, но... (Fatum!)
я-то столь аккуратный! – погрешил рассеянностью и сделал ошибку в адресе.- Сол.<овьев>
был в Петерб.<урге>;- потом 1О дней в Москве; ждал;- но Почтамт Цертелеву не
выдал и я узнал об этом только в ½ Января;- тогда здешняя почтовая Контора по
моему заявлению написала в Почтамт, чтобы Цертелеву выдали.- Вероятно, теперь
уже выдали[14];
но Солов.<ьев>, повидимому, опять в Петерб.<урге>; я его Петерб.<ургского>
адреса не знаю и сегодня, достаточно выждавши, послал телеграмму об этом
одному общему знакомому;- чтобы Солов.<ьев> мне телеграфировал: что
произошло и что будет?- Надо заметить, что я отправил рукопись не
просто и безусловно для печати; а при ней письмо Соловь<еву> с горячей
просьбой предпочесть личное –
литературному;-
т.е. не печатать этих писем в двух случаях: 1) Если они слабы,
многословны и т.д., чтобы меня без нужды не ронять и 2) Если мои ему
возражения, довольно резкие и идущие вперемежку с докладами
против Астафьева – покажутся ему оскорбительными и будут раздражать его;- ибо,
сказал я, я дружбой с вами гораздо больше дорожу, чем одной какой-нибудь своей
статьей сомнительного достоинства.- Но я прошу его в случае возврата рукописи –
не полениться сделать на полях свои заметки, возражения, одобрения и т.д.-
На этом пока дело и
стало.- Если все ограничится только рукописными этими примечаниями;- я вам
непременно рукопись вышлю.- 2-я ½ – на писем этих – уже давно переписана на
бело; и как только я получу известие, что 1-я ½ будет печататься, то приступлю
к окончательному исправлению этой 2-й ½-ны.- Всё вместе – будет, я думаю – 5
или 6 листов;- Цертелев дает мне по 1ОО р.<ублей> за лист;- за вычетом 2ОО
(задатка) – все-таки придется много и Варя в отчаянии, что я готов и не
печатать из-за высших соображений (хотя, надо сказать, что это она только так
говорит;- на практике же сама – гораздо больше моего идеалистка).-
Послать я Вам на этот раз решил только Данилевского (совсем – в дар; я куплю себе позднее другой экз.<емпляр>).- Исаака Сирина – в виде только опыта, на прочтение.- Язык ужасно труден;- и если будете понимать плохо, то верните.- Есть другой перевод совсем гражданским наречием.- Здесь его не продают; а в Москве – он не дорог.- Я могу после его для вас добыть.- Сверх того, посылаю свою статью: “Плоды национ.<альных> движений”. А при ней еще одну недавнюю статью “Моск.<овских> Вед.<омостей>” под буквами Ю. Г. (вероятно, Юрий Николаев Говоруха-Отрок).- Посмотрите, сравните! Ведь по смыслу это чуть не выписки из моей статьи (Плоды Нац.<циональных> движ.<ений>); и о Напол.<еоне> III[15] и о либерализ.<ме> Славянофилов и о Ник.<олае> Павл.<овиче>[16]... А об моих трудах ни слова!- Ну – не все ли то же, и то же?? Как вы это находите?- Прав – я, что утомился – наконец – или не прав?..
Я забыл спросить в Москве, чья это статья, но вероятно – Юрия Николаева;- и заметьте, что этот человек, являясь ко мне в 1-й раз с Грингмутом и Назаревским, рекомендуется: “Ваш ученик!” И потом, рассказывает мне как он мне обязан; как он на основании одного (неизвестного мне) отзыва обо мне Профессора истории Бестужева-Рюмина, – еще будучи в Харькове выписал и добыл (с великим трудом как редкость) отдельную мою брошюру “Визант.<изм> и Сл<авянст>во” и какое влияние она на него имела.- И этот человек – почти списывая мои слова о Национ.<альной> Политике – обо мне ни слова!- Хорошо – если он не читал “Плоды Нац.<иональной> Пол.<итики>”; хорошо – если это случайное совпадение мыслей.- Дай Бог!-[17]
По поводу же “Анализа, стиль и веяние” – пишет статью нарочно, – но ничего не находит сказать кроме порицаний и почти что пренебрежительных двух-трех похвал, да вовсе неосновательной нападки на то, что я не понял взглядов Толстого на смерть.- Статью не окончил;- и сам сознался мне в Москве, – что он ошибся, что начал писать по прочтении только начала в “Русск.<ом> В.<естнике>”; а мои рассуждения о взглядах Толстого на смерть – появились только в следующем №-ре. Не нужно ли было – тем более продолжать – и оговориться;- а он бросил свою статью... (Я и эту статью его посылаю;- судите сами).-
Киреевского и Хомякова (политич.<еские> и т.п. статьи) вышлю немного позднее.- Нужно сделать для своих работ две-три выписки.-
Вышлю их, не прилагая (увы!) тех листиков с примечаниями, которых и вы желали и которые я и сам сделал бы с удовольствием (и не без пользы даже для себя);- но теперь до лета необходимо – трудиться для денег...
Так как я этих книг теперь подарить не могу, то отчего бы Евг.<ении> Серг.<еевне> не потрудиться сделать для Вас про запас нужные выписки с обознач<ением> статей и страниц; так, чтобы после Вы могли безбоязненно цитировать и не имея книг?- Советую.-
NB В заключение присовокупляю к моей переписке со Страховым только что полученный от него открытый ответ.- Надо вам объяснить, что после получения мною от него не всех и не совсем тех книг, которые я у него просил для вас и для одного здесь живущего юноши (Чуффрина), я послал ему открытое письмо с ответным бланком: “Что-мол это значит? Почему?” Это мое письмо разошлось в пути с тем его закрытым, в котором он бранит Соловьева и требует моего мнения (т.е. с поднявшим во мне бурю).- Обратите, пожалоста, внимание на место, отмеченное голубыми чернилами;- поймите сами и как поймете эту загадку (не трудную, конечно) – так и напишите мне.-
На Данилевского постараюсь тоже сделать и без книги примечания.
Но пока замечу только вот что:
1) Хотя Соловьев весьма нападает на самую теорию культурных типов, но я думаю, что с этой стороны Страхов и Бестужев-Рюмин (защищающий ее) оба правее его.-
Культурные типы были и есть (хотя и везде более или менее тают на наших глазах).-
Соловьев, кажется, прав в одном обвинении: культ.<урные> типы не связаны с одной национальностью и если весь тип во всецелости действительно другой, уже сложившейся национальности не передаваем, то по кускам, так сказать, легко передается – (религия – сполна;- государственные законы; моды и обычаи; философия;- стиль искусства и т.д. Примеров бездна).-
2) Особые культурные типы были; но из этого еще не следует, что они всегда будут; человеч<ество> легко может смешаться в один общий культурный тип.- Пусть – это будет перед смертию – все равно.-
3. И если даже допустить, что Ром.<ано>-Герм.<анский> тип, несомненно разлагаясь, уже не может в нынешнем состоянии своем удовлетворить все человечество, то и из этого вовсе еще не следует, что мы, Славяне, в течение 1ООО лет не проявившие ни тени творчества, вдруг теперь под старость дадим полнейший 4-хосновный культурный тип, как мечтает и даже верит Данилевский?-
Вот главные мои несогласия с Данилевск<им>, мои поправки.-
Я понимаю, что вы тоже плохо верите во все другие назначения России, кроме религиозного, но почему вы пишете – не только не верю, но и не желаю – это странно! Отчего – не желать добра и силы отчизне своей, хотя бы и сомневаясь в исполнении желаний этих?-
Я сам плохо верю в это (и в этом – мы согласны; не понимаю – откуда вы взяли, что мы в этом не сходимся? Даже досадно на вас!)- Но и сильные сомнения наши могут быть ошибочны; это не математика, и не догмат веры.- Ошибиться можно и по недоверию точно также как и по доверию.-
Напр.<имер>, обоим нам с вами не мешает помнить, что и для исполнения особого и великого религиозного призвания Россия должна все-таки значительно разниться от Запада и государственно-бытовым строем своим.- Иначе она не главой религиозной станет над ним, а простодушно и по-хамски срастется с ним ягодицами[18] демократического прогресса; (родятся такие уроды – ягодицами срослись).-
Конец!-
Обнимаю; жму руку милой попадье нашей.- Прошу благословения и молитв и не отчаиваюсь еще увидеться на белом свете.-
К. Леонтьев
30 Янв.<аря 18>91 г.
Нет еще – не конец!-
Приготовляя посылку, я увидал, что Ис<аак> Сирин гораздо толще Данил<евского> и через это на посылке с одной стороны будет яма. Я этого выносить не могу и эта вещественная причина – принесет – быть может, Вам случайно (по-видимому – но едва ли в самом деле случайно) – невещественную пользу.- Я решился послать Вам еще 3 сборника брошюр.- Рекомендую: -
1) Статью Пазухина о сословиях и особенно о дворянстве и советую сравнить эту ясность, деловитость, простоту с воплями и туманными фразами Ник.<олая> Петр.<овича> Аксакова (в Русск.<ом> Д<еле> и Благовесте), с неопределенностью взглядов на дворянство – И.С.Аксакова и т.д.
Не мешает – также вспомнить о моем смешении;- сословные перегородки – главное ему препятствие.-
2) Вл. С. Соловьева неосновательную защиту Достоевского против меня; в конце 3х речей о Достоевском.- (Замечу, что я после этой странной защиты издал 2й т.<ом> Сборника моего; после нее вставил в мою статью против речи Достоевского все то место, где говорю, что “иные видят в этой речи что-то апокалипсическое” (См. т.II-й стр. 3О7-3О8).
(Прим.<ечание>) Катков дал Достоевскому за помещение Пушкинской речи в Моск.<овских> Вед.<омостях> 6ОО руб. по назначению самого Достоевского, но близким своим сказал: – “Достоевский уверяет, что все называют его речь событием; я никакого события в ней не вижу;- а 600 р. отчего ж ему не дать”.-
3) Весьма полезно будет тотчас после уверений Достоевск.<ого> и Соловьева, что “небесный Иерусалим” сойдет на землю, прочесть взгляды Еп. Феофана (Отступление и т.д. стр. 9 – 10 – 11 – 13 и 14 NB).
Он – говорит – совершенно другое и, разумеется, под этими его рассуждениями подписались бы как покойные Еп. Алексей и Никанор и т.д., так и все Оптинские и Афонские старцы.- А когда Дост.<оевский> напечатал свои надежды на земное торжество Христианства в Братьях Карамазовых, то Оптинские иеромонахи, смеясь, спрашивали друг друга: “Уж не вы ли, От.<ец> такой-то, так думаете?”- Духовная же Цензура наша прямо запретила особое издание учения От.<ца> Зосимы; и нашей было предписано сделать то же.- (“Ибо, сказано было, – это может подать повод к новой ереси”).-
Вот в чем уже вовсе не прав Вл. Соловьев (вместе с Достоевским) в этой явной ереси; а в стремл.<ении> к Католичеству – гораздо меньше вины.-
4) Советую также перечесть – “О развитии (догм.<атическом>) Церкви” – Соловьева же.- Вот где его торжество! Это, согласитесь, верх совершенства по силе, ясности и правде.- Католичество отличается достаточным от Прав.<ославия> количеством весьма резких и известных признаков; и нет нужды докапываться до какой-то особо общей сущности, ни по-Славянофильски натягивать все на рационализм, ни по-Стояновски лишать права Православие на живое развитие.- (Может быть, не будет; а может быть, и будет;- это другое дело!)
Весьма бы вы хорошо сделали, если бы и из этих 3-х брошюр и изо всего того, что пришлю еще на подержание, вы не поленитесь сами (или Евг.<ению> Сер.<геевну> попросите) сделать нужные выписки.-
Весьма пригодится и избавит раз навсегда от новых перечитываний и разыскиваний “текстов”.-
И вы долго еще не будете в силах покупать много книг, и я все – не могу отдать вам – теперь, так как при всем моем желании бросить мое неутешительное писательство – нельзя еще этого сделать.- [Еще прилагаю 2-3 выписочки мои из Дж.<орджа> Стюарта Милля и Спенсера, которые, полагаю, вам пригодятся.-] Нет; сейчас нельзя.- Это после.-
Исходите всегда мыслию из идеи развития, осложнения и смешения – и вы – редко будете ошибаться.- Ибо это реальнее всего – и дает мало простора пристрастиям и несбыточным мечтам.-
Как видите – идею эту можно с успехом и к религии приложить, не рискуя ни погрешить, ни согрешить.- Ибо и религия – вещь вполне естественная.-
[1] Испанцы, Поляки, Французы, южные Немцы, Итальянцы - лет 300, 400 тому назад (и даже много ближе) все одинаково и единовременно исповедывали Римский Католиц.<изм>; а разница государствен.<ного> строя, общественн.<ого> духа, вкусов и умственн.<ой> жизни была между ними очень большая.-
Я ему писал об этом.
[2] Что ж это Аф. Васильев - (Благовест) так глуп, что ли, что указывая вам в своей заметке на наши с Соловьевым отношения к старому Славянофильству, не может понять глубокой между нами разницы в том, что Соловьев враг не политического Панславизма, на который он даже не прочь надеяться, для Католицизма.- Он ненавидит именно особый культурный Руссизм.- Я же наоборот.- Суются судить;- а глупы!
[3] Как слишком трудный и сложный для частного письма.
[4] Потрудитесь прочесть внимательно и строго в “Благовесте” (Вып. 6 и 7, 1 Ноября 90 г. т 16 Ноября) статью - Ал.<ексей> Ст.<епанович> Хомяков как богослов.- Понимаете ли Вы что-нибудь кроме отдельных и высоких слов?- Я ничего не понимаю! Напр.<имер>, Вып. 6 стр.167. “Церковь - это сам человек в его высшем нравственном определении”!? Можно ли представить себе что-нибудь живое на основании такой фразы! Это ужасно!
[5] Впрочем, Соловьев, кажется, и до этого домечтался (или — “до-хитрил” — не знаю).- Астафьев еще в 83 году рассказывал мне следующее: — Он спросил у Вл.<адимiра> Серг.<еевича>: “что такое будет у Вас в вашем предполагаемом третьем отделении, в Теургии?” (Теософия, Теократия, Теургия; Богомудрие (Крит.<ика> отвл.<еченных> начал); Боговластие; Боготворчество).- Соловьев отвечал: “Наприм<ер,> там будет, о семи Таинствах, под влиянием которых, после примирения Церквей, весь мiр переродится не только нравственно, но и физически и эстетически”.- Вот как далеко он поднялся! Поэтому ему и известный Фурье нравится; у него тоже предсказывается 40.000 лет апогеи блаженства на земле, под влиянием приятной и любвеобильной организации общества не против страстей, а по страстям и влечениям.- Изменится даже вкус моря на приятный; разовьются новые органы у людей и т.д. (Консидеран, ученик Фурье, продолжил эту теорию в 40-х годах).
[6] Он до некоторой степени продолжал дело Ария; как бы умалял божественность Христа; и Богородицу даже называл ”Христородицей”.
[7] Читал я это в 73 году;- теперь книги не имею — и могу ошибиться <в> частностях; но [дух события — верен] за дух события — ручаюсь.
[8] Единство Божеств.<енной> цели в разнообразии — средств и путей. Или: Единство Божьей благодати в разнообразии человеческих натур.- (Мое домашнее — для собств.<енного> употребления Богословие.)
[9] Непременно попытаюсь добыть Вам 1 экз.<емпляр> из Аграма (где издано) через друга моего в Вене, Генер<ального> Консула — Губастова. Авось и даром — добудем!
[10] Как у Египтян, Индусов и, вероятно, у Ассириан, Финикийцев и т.д. Полу-быки; птичьи головы на человеч.<еском> туловище; полульвы;- огромные размеры — кровожадность — и т.д.
[11] и только теперь стал исправляться.
[12] Может быть, и потому только, что его практическое старчество позднее расширилось, чем у От. Амвросия и прежде он имел много времени для постоянного чтения и рассуждения;- а у Отца Амвросия давно уже этого времени нет.- А может быть, и по природному более метафизическому складу ума.-
[13] В письмах моих к Страхову вы найдете противоположение: Слав.<янского> идиотропизма и Слав.<янского> соединизма.- Последнее весьма оригинальное по составу — слово принадлежит не мне, а Болгарам.- Они стали у себя звать “соединистами” людей той партии, которые еще раньше 85го года добивались соединения Княжества Болгарского с Восточной Румелией, которая, будучи населена тоже Болгарами, по Берлинскому трактату была отделена в особую автономическую провинцию Турции с Христианским Генерал-Губернатором.- Что касается до названия идиотропизм, идиотропист, то я сам придумал его для обозначения тех (немногих еще) людей, которые понимают, что своеобразие (хоть какое-нибудь, хоть такое, какое даже и вы обязаны желать для России и Сла<вянст>ва) — России и Сла<вянст>ва вовсе с Панславизмом (Соединизмом) не солидарно; а скорее напротив.- (Греч.<еское> idio-tropoV — своеобразный). Почему же “Благов<ест>” не в силах понять, что, предпочитая идиотропизм — соединизму, я больше всякого другого приближаюсь к Хомяк.<ову> и Данилевск.<ому>.- Соединизм — средство, а не цель. Это непонимание того, что я говорю — большинством и ослабило мою веру в то, что я желаю для России.- “Видно, так и нужно”, думаю, чтобы одни (Славянофилы) не понимали; а другие (Соловьев и либеральные прогрессисты) — ненавидели бы этот идиотропизм.-
[14] 1 Февр.<аля>. Выдали; но Церт.<елев> пишет, что Соловьев ему не только на письма, но даже и на телеграммы не отвечает.- Однако о моей рукописи хочет телеграфировать ему.-
[15] О Наполеоне III из Визан.<тизма> и Славянс.<тва>.- Т. 1, стр. 106.
[16] Сравните, прошу Вас, с тем, что я говорю о том же в статье Плоды нац.<иональных> движен<ий>. Моя — статья — 88 года!!-
[17] Я люблю — видеть хорошее в людях — и был бы рад за Николаева, если бы это было случайное совпадение, а не бесстыдство.-
[18] Вы знаете — что это значит: — “ягодица”? Надеюсь.-